auxenne_elisee (auxenne_elise) wrote,
auxenne_elisee
auxenne_elise

Categories:

Корни анимизма: сколько душ у человека?


Говорят, у кошки девять жизней, почему же у человека только одна? К счастью, у нас несколько душ, по крайней мере, так считали древние. Факторы для появления множественности души мы рассматривали в предыдущей статье: это смерть, сон, отражение, тень, дыхание, кровь, сердце. Однако, список не исчерпан. Посмотрим, какие ещё причины влияли на возникновение понятия души и как развивалась эта идея дальше.

Галлюцинации
В связи со сновидениями, в которых древний человек видел умершего, других людей или самого себя, надо сказать несколько слов о видениях и галлюцинациях. По мнению многих исследователей, вопреки распространённому взгляду на традиционное общество как на здоровое, «так как оно приближено к природе», в этой среде тоже есть определённый процент людей с ослабленной психикой. Человек в первобытной среде постоянно подвержен стрессу, проистекающему от незнания законов бытия. Мир вокруг первобытного человека слишком подвижен, слишком наполнен неизвестным, а борьба за выживание никогда не заканчивается.
Вот как выразил это один шаман, а его слова до нас донёс путешественник и исследователь Кнуд Расмуссен.
«Мы боимся! – говорил Ауа. – Мы боимся непогоды, с которой должны бороться, вырывая пищу у земли и моря. Мы боимся нужды и голода в холодных снежных хижинах. Мы боимся болезни, которую ежедневно видим около себя. Мы боимся мёртвых людей и душ зверей, убитых на лове. Вот почему наши предки вооружались старыми житейскими правилами, выработанными опытом и мудростью поколений… И мы столь несведущи, несмотря на всех наших заклинателей, что боимся всего, чего не знаем. Поэтому мы держимся наших обычаев и соблюдаем наши запреты»

Такое же положение в традиционных сообществах описывает Л.Я. Штернберг: «Между первобытными людьми — вопреки обычной идеализации прелестей жизни естественного человека — изобилуют субъекты с больной нервной организацией, неврастеники, поражённые большой и малой истерией и т. д. На таких субъектов крайне заразительно действуют сеансы, рассказы о видениях шаманов, и они сплошь и рядом непроизвольно повторяют манипуляции шамана. Такое состояние и сами орочи считают ненормальным и называют таких субъектов amba-dadje (одержимыми). А так как против этой болезни единственным средством является опять-таки то же шаманство, то начинаются курсы лечения и даже самолечения, которые ещё усугубляют болезнь, и пациент быстро идёт к окончательному нервному расстройству».

Яды и другие наркотические вещества
Если также принять во внимание, что во многих традиционных сообществах использовались различные дурманящие вещества, то нам становится понятно, что «увидеть» умершего человека или человека, находящегося в данный момент не рядом, могли довольно многие. В галлюцинациях и в видениях снова выступает некий «двойник» человека, который якобы может находиться одновременно в разных местах.

Практика дурманящих веществ была обычной, например, для религий американского континента. Антрополог и этнолог А.Ю. Чудак в статье «Растительные галлюциногены в культурах Мексики и Центральной Америки» https://www.indiansworld.org/Articles/rastitelnye-gallyucinogeny-v-kulturah-meksiki-i-centralnoy-ameriki.html#.XYHd4Sgzbcs пишет, что важным аспектом для этих верований были изменённые состояния сознания (ИСС), которые достигались при помощи психоактивных веществ большей частью растительного происхождения. Например, наиболее распространёнными галлюциногенами в Мезоамерике были кактус пейот, водяная лилия и псилоцибе мексиканская (гриб).

Пейот содержит психоделический алкалоид мескалин, содержащийся в мякоти стеблей. Действующие вещества водяной лилии – алкалоид апорфин, по действию напоминающий морфин; а также нуфаридин, вызывающий гипнотические состояния. Психотропное действие гриба обусловлено наличием алкалоидов псилоцина и псилоцибина.

Лофофора Уильямса — североамериканский кактус рода Лофофора, ранее известна также как Lophophora fricii. Пейо́тль, или Пейо́т.

Употребление кактуса пейот приводило к видениям: «Тот, кто съест или выпьет... пейотля, имеет видения, которые иногда бывают пугающими, а иногда забавными. Опьянение... длится несколько дней. Чичимеки верили, что он придаёт им мужество при опасности и ослабляет страдания от голода и жажды», – пишет Б. де Саагун, испанский миссионер времён Конкисты. Также он описывает различные видения людей: некоторые видели свою смерть, другие – как их поедают дикие звери, кто-то в видениях становился богатым, а кого-то брали в плен и т.д.

А.Ю. Чудак указывает, что пейот применялся и на религиозных церемониях: «жрецы, занимавшиеся преимущественно предсказаниями, на церемониях применяли растение для того, чтобы впасть в трансовое состояние и вызвать галлюцинации, отвечающие их религиозным потребностям. Давали пейот и тем, кому предстояло быть принесёнными в жертву богам. Мескалин придавал им мужество и вызывал экзальтацию».

Про грибы Б. де Саагун пишет: «Те, кто съест их, видят видения и чувствуют ярость в сердце; те, кто съест много их, видит много ужасных вещей…»[1].

Псилоци́бе мексика́нская — гриб семейства строфариевых. Ацтекское название псилоцибе мексиканской — теонана́катль («тело бога»).

Историк культуры древних народов Сибири Шаповалов А.В. в статье «Магический гриб мухомор: к вопросу об использовании психотропных средств в шаманской практике» http://zaimka.ru/shapovalov-shaman-amanita/ упоминает и о других галлюциногенах, употреблявшихся разными народами:
«…в Южной Америке жевали листья коки, в Северной и Центральной — вдыхали дым табака, народы Океании варили из корней перечных растений опьяняющий напиток — каву, в Азии потребляли различные снадобья на основе конопли и мака, в Центральной Африке — напитки из коры колы».
«…в Сибири задолго до н. э. были известны опьяняющие свойства местных психотропов — конопли, белены, багульника, борщевика и других растений, издревле использовавшихся в Евразии для приготовления наркотических снадобий. Пример, ставший уже хрестоматийным — «скифская баня» — описанный Геродотом способ коллективного вдыхания дыма конопли причерноморскими скифами, нашел археологические подтверждения именно в Сибири»[2].

Сам же Шаповалов А.В. разбирает информацию относительно использования народами Сибири мухомора. Этот гриб в качестве одурманивающего средства использовался у ительменов, коряков, чукчей, якутов, юкагиров, обских угров, хантов и других. Он приводит описание, данное исследователем сибирских народов В.Г. Богоразом:
«На первой стадии (характерной для молодых) наступает приятное возбуждение, беспричинная шумная весёлость, развивается ловкость и физическая сила. На второй стадии (часто у стариков) появляются галлюциногенные реакции, люди слышат голоса, видят духов, вся окружающая реальность для них приобретает иное измерение, предметы кажутся непомерно большими, но они всё ещё осознают себя и нормально реагируют на привычные бытовые явления, могут осмысленно отвечать на вопросы. Третья стадия — самая тяжелая — человек входит в состояние изменённого сознания, он полностью теряет связь с окружающей реальностью, находится в иллюзорном мире духов и под властью их, но он долгое время активен, передвигается и говорит, после чего наступает тяжёлый наркотический сон (Богораз, 1991, с.140–141)».

Действие галлюциногенных веществ также было непонятно древнему человеку. А.В. Шаповалов пишет, что архаичное сознание (для которого всё происходящее не абстрактно, а конкретно – об этом мы будем говорить в последующих статьях) воспринимало видения как реальные.
Мухоморы использовались и как опьяняющее средство, и как средство для связи с духами. У некоторых народов с духами посредством употребления мухомора могли связываться и простые люди, а у других исключительно шаманы. Примечательно, что дух мухомора – хитрый и коварный дух – был также проводником в мир мёртвых.

Разум
Дурманящие вещества, впрочем, приводили не только к галлюцинациям. Александр Панчин в книге «Защита от тёмных искусств» пишет о гаитянских колдунах, превращающих людей в живых зомби. Для этого жертва опаивается составом, содержащим тетродоксин, после чего впадает в кому. Если таких людей не хоронят по ошибке, или хоронят в склепах, то есть не в могилах, такой человек может проснуться и вернуться обратно к людям, а для гаитян – буквально восстать из мёртвых. Мозг таких людей, к сожалению, оказывается сильно повреждённым, и они больше не обладают волей, что, опять-таки, производит на несведущих людей сильное впечатление, будто человек лишился чего-то важного для управления самим собой – разума[3].

Ещё один вопрос, который не мог разгадать древний человек, это психические заболевания, лишавшие его сородичей способности вести себя привычным ему образом. Вот перед ним человек: он здоров, руки-ноги у него работают, кровь не вытекает, сердце бьётся, дыхание есть, человек бегает, ест, и вообще совсем как все – только он не ведёт себя, как все остальные – он не может руководить собой. Значит, у него нет какой-то особой сущности, которая помогает человеку управлять собой, работать, добывать пищу и вообще делать все дела разумно. Таким образом, разум в глазах непосвящённых людей тоже являлся работой некой сущности, и если эта сущность уходит от человека, то он теряет способность вести себя надлежащим образом.
В случае выздоровлений или временных улучшений считалось, что сущность, отвечающая за разум, вернулась к человеку. Мы и сейчас употребляем такие выражения, как «вышел из себя», «пришёл в себя» в том числе и в значении, что человек был некоторое время неадекватен, а затем стал нормальным, привычным нам.

«Двойники»
Итак, постепенно человек осознаёт, что у него есть некий «двойник», которого он видит во сне, так же, как и «двойников» других людей. Есть «двойник», который живёт в отражении в воде, «двойник», который ходит с ним рядом, когда светит солнце. Есть также некая сущность, отвечающая за разум и волю.
Человек также замечает, что у этого «двойника» есть определённые физиологические стороны: человек умирает, когда у него вытекает много крови, когда у него перестаёт биться сердце, и когда он перестаёт дышать. Значит, верно предположение, что он умирает, когда из него что-то уходит – кровь, дыхание или же неведомый двойник. И в то же время эти неясные сущности не сильно связаны друг другом – ведь когда он спит, один двойник уходит и гуляет по лесам, и даже охотится, а другие двойники – кровь и дыхание, остаются при нём. Значит, у человека есть несколько двойников?

У Токарева С.А. в книге «Религия в истории народов мира» приводятся такая информация: «По египетским верованиям, со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие составные части его существа: имя (Рен), душа (Ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся на небо, и, наконец, таинственный двойник человека (Ка), занимающий главное место во всем этом комплексе верований. Ка - своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, Ка может надолго пережить его»[4]. Также нужно сказать о душе-сердце, которое, по древнеегипетским представлениям, было «вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека» и на суде Осириса даже могло свидетельствовать против своего хозяина. Ещё одна душа – тень «шуит», тоже могла отделиться от своего хозяина и путешествовать самостоятельно[5].

Душа Ба отлетает от своего тела. Изображалась в виде сокола с человеческой головой.

Такое множество душ у одного человека существовало не только в Древнем Египте.
В Древней Греции было две категории души: «фюмос» выражало связь души с дыханием, грудной клеткой и сердцем. Это, можно сказать, материальная часть души, которая существует, пока жив сам человек. «Псюхэ» (psyche) – некая бессмертная неуничтожимая субстанция, существующая в человеке. По мнению греков, она располагалась в голове человека. Псюхэ покидает тело после смерти и отправляется в потусторонний мир, по некоторым данным, возможно также её переселение в другое тело[6]. Ещё было такое понятие, как pneuma—дыхание.

В Древнем Китае душа умершего человека тоже была множественна: душа «хунь» возносилась на небо, а душа «по» оставалась на земле, возле тела. Причём неясно, сколько всего было этих душ – по некоторым источникам, «хунь» было три, а «по» - семь[7]. В любом случае, душа, оставшаяся возле тела, или просто на земле, требовала хорошего обращения, а именно, кормления и строгого соблюдения ритуалов, иначе она могла переродиться в злой дух «гуй», буквально «голодный дух», который мстил не только своим родственникам, но и причинял неприятности всей стране, например, насылал неурожаи и плохую погоду. А так как кормить дух усопшего мог только родственник, а лучше всего сын, поэтому соблюдение ритуалов стало в Китае делом государственной важности.

В Древнем Риме, как мы упоминали в прошлой статье, верили в три вида души: umbra—тень, витающая вокруг могил, spiritus— дух, возносящийся к звездам, и manes — маны, которые идут в ад, либо, по другой версии, остаются около могил и становятся покровителями рода.

Однако это всё примеры хоть и древних народов, но всё же достигших стадии письменности и государственности. Как обстояло дело с более архаичными обществами? Обратимся вновь к Л.Я. Штернбергу:
«Идея множественности душ существует у различных народов земного шара. Приведём ещё   несколько примеров. Фиджийцы признают существование двух душ: «тёмной», или тени, которая после смерти идет в подземный мир, и «светлой души», или «отражения» в воде или зеркале, которая остается там, где человек умирает. У индейского племени Северной Америки дакота одна душа остаётся при теле, другая—в его селении, третья отлетает в воздух, четвертая — в страну духов. Каждая из таких душ чаще всего представляет собою цельного двойника человека, но с различными самостоятельными функциями, свойственными им даже при жизни. Так, например, как сообщает Вилькинс, у некоторых племен Зондского архипелага существует представление, что у человека ещё при жизни есть души, которые живут вне его, в телах животных, растений и т. д. и помогают ему при жизни и покровительствуют после смерти (genius natalis). Но, повторяем, все эти души — sui generis, каждая в своём роде, особой породы, так сказать».
«Кроме того, каждый вид души в отдельности, например, главный двойник, продолжающий индивидуальное существование в стране мертвых, тоже, в свою очередь, должен быть множественным на случай второй смерти. Так, например, у сахалинских гиляков, по моим данным, имеется, помимо теня, три одинаковых души, которые последовательно вступают в существование одна после другой, потому что человек, по их мнению, умирает три раза и притом в третий раз уже окончательно»[8].

Частицы души
Итак, двойников много, душ тоже много, и подтверждение этому древний человек видит в своей обычной жизни. Например, случается несчастье, и у кого-то парализует руку, или отнимаются ноги, либо же эти части тела не работают вследствие раны или увечья. В этом случае душа-кровь на месте, душа-дыхание тоже на месте, вообще все остальные «души» на месте, однако эти части тела почему-то не работают, не «живут». Значит, у руки или ноги была отдельная «душа», и сейчас она покинула своё обиталище. Подтверждением тому, что у каждого органа своя «душа», служили и выздоровления, когда, например, рука, зажив от раны, вновь начинала двигаться, или проходил паралич. В таком случае древний человек считал, что «душа» соответствующей части тела вернулась.
Такие же выводы древние люди могли сделать по поводу немых, слепых или глухих людей – что у них отсутствует некая сущность, отвечающая за речь, зрение и слух. Мало того, из этой мысли, что каждому органу присуща своя собственная душа, появляется представление, что если ребенок рождается инвалидом, то он лишён какой-то из душ с рождения.

От подобных наблюдений древний человек делает вывод, что у него есть некая большая душа, которая делает живым всего человека, и есть несколько маленьких душ, которые отвечают каждая за свою область.
«Человеческая душа таким образом не только множественна как целое, но и в отдельных своих частях; это настоящий симбиоз парциальных душ, связанных общностью местопребывания в теле и с его цельными двойниками», пишет Л.Я. Штернберг.

Позднее (а может, наоборот, раньше) древний человек начинает видеть эту парциальность душ не только у людей, но и, например, у деревьев – если само дерево растёт, распускает листья, но одна из его ветвей высохла. Древнему человеку вполне было очевидно, что душа этой ветки ушла, а душа всего дерева осталась.

На что похожа душа?
Из всего многообразия факторов, так или иначе повлиявших на происхождение понятия души, человек всё же начинает выделять какого-то основного двойника. Как ни важны кровь, сердце и разум, а после смерти человек является своим соплеменникам во сне и в видениях вполне целым. К тому же, как бы человек ни умер, он всегда испускает из себя последний воздух. Из этих основных факторов человек делает вывод – сущность, которая придаёт ему жизнь, маленькая и такая же невидимая, как воздух, который выдыхает умирающий человек.
Почему она должна быть маленькой и невидимой – чтобы входить и выходить в человека незаметным образом, ведь никто не видит, как это происходит, а видят только результат её присутствия или отсутствия.

Вот как описывает представления об этом Л.Я. Штернберг: «Природа представляет [первобытному человеку] множество примеров таких потенциальных существ. Яйцо превращается в птицу, икринка — в рыбу, микроскопические личинки — в насекомых, зернышко — в растение, в целое дерево. Поэтому гиляки, например, полагают, что их три души лежат в виде трех крошечных яичек в их голове и что после смерти они выходят из тела и превращаются в настоящего двойника человека. Другие, как, например, айну, представляют себе душу в форме крошечной бабочки, птички, в форме, дающей ей возможность быстро вылетать из тела и возвращаться в него».

Также он пишет, что раз душу представляли себе в виде некого эмбриона, то есть вполне материальной сущности, то, возможно, именно это представление легло в основу представлений, что душа также может умереть. Примеры этому я уже приводила – душа умирает, если её не кормить, или её может съесть мифическое чудовище.

Выводы
Из рассмотренной нами в этой и предыдущей статье информации мы увидели, что древние люди не совсем понимали, что такое смерть, и могли перепутать её со сном. Также за смерть принимались, очевидно, обмороки, потери сознания, в том числе в ходе тяжёлой болезни, от сильной потери крови, поэтому, когда такой человек снова начинал разговаривать и вести себя как обычно, для древних людей это буквально означало его оживление. Кстати, в языке сохранилось именно такое представление, и мы говорим: «он ожил», будто бы человек действительно был какое-то время мёртв, а потом стал жив.
«Оживление» человека воспринималось людьми как возвращение в его тело чего-то очень важного, что обеспечивало ему жизнь: мы до сих пор говорим «он пришёл в себя», будто бы человек на время выходил из своего тела куда-то.

Сновидения и галлюцинации также говорили древнему человеку, что умершие умирают не совсем, что какая-то особенная их часть продолжает жить, и даже у него самого, живого, есть несколько таких невидимых частей. Не понимая физиологических процессов, происходящих в его организме, таких как дыхание, кровообращение, не зная, что такое сновидение и галлюцинации, люди сделали вывод – в них живёт нечто отдельное, что может выходить и входить в их тела, и это что-то управляет ими, поскольку не понимали, из чего произрастает разум. Таким образом в представлениях человека возникает понятие «души», как некой отдельной сущности, живущей в человеке и управляющей им.

Мы рассмотрели физиологические процессы и явления, которые человек не мог объяснить иначе, как концепцией «души», но у истоков этого понятия лежат также особенности человеческой психики, порождаемой нашим вполне материальным мозгом. Об этих особенностях и будет моя следующая статья.

Оксана Елисеева

Данный пост является частью цикла «Как рождалась религия».


[1] Чудак А.Ю. «Растительные галлюциногены в культурах Мексики и Центральной Америки» https://www.indiansworld.org/Articles/rastitelnye-gallyucinogeny-v-kulturah-meksiki-i-centralnoy-ameriki.html#.XYSamCgzbct
Чудак А.Ю. «Археологические свидетельства применения психоактивных веществ в культурах Центральной и Южной Америки» https://www.indiansworld.org/Articles/arheologicheskie-svidetelstva-primeneniya-psihoaktivnyh-veshchestv-v-kulturah-centralnoy-i#.XYSfbigzbcs
[2] Шаповалов А.В. «Магический гриб мухомор: к вопросу об использовании психотропных средств в шаманской практике» http://zaimka.ru/shapovalov-shaman-amanita/
[3] А. Панчин «Защита от тёмных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений».
О гаитянских колдунах также можно почитать в статье https://am-world.ru/zombirovanie-cheloveka-koldunami-gaiti/
[4] С.А. Токарев «Религия в истории народов мира».
[5] http://www.egyptmif.ru/soul.html
[6] В.Ю. Лебедев «Религиоведение: учебник для бакалавров», 2015 год.
[7] https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/9366/%D0%A5%D0%A3%D0%9D%D0%AС
[8] Л.Я. Штернберг «Первобытная религия в свете этнографии».


Tags: #954f72, анимизм, душа, первобытная религия
Subscribe

Posts from This Journal “первобытная религия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
"Проблема в том, что оккультные практики доказываются только в рамках оккультной парадигмы. А материалистические, соотв., в рамках материалистической парадигмы. "

Это хитрый ход, пытающийся приравнять статус материального и нематериального. Но они не равны! Материя существует в рамках любой парадигмы, хоть материальной, хоть оккультной, хоть религиозной - любой.

Что же касается нематериального - то тут большой простор для фантазии. Сколько существует фанатов нематериального - столько существует и описаний того, как там это все устроено. По сути отсутствует хоть какая-то информация. Нечего обсуждать. Например, я утверждаю, что классическая трилогия Звездных войн - документальный фильм. И вы никак не сможете это опровергнуть. А еще Дед Мороз реален. Он мне каждый год под елку сумку долларов приносит. А вам не приносит, так как вы себя плохо ведете. Задумайтесь над своим поведением.


Posts from This Journal “первобытная религия” Tag