auxenne_elisee (auxenne_elise) wrote,
auxenne_elisee
auxenne_elise

Categories:

Откуда у людей появился огонь: мир тотемистических мифов



В связи с форумом «Учёные против мифов», на котором Иван Семьян покажет нам, как разводить огонь с помощью лучкового сверла, я тоже решила написать что-нибудь в тему. В большом количестве представления о появлении огня у людей описаны в столь любимых мною тотемистических мифах, поэтому сегодня немного поговорим о них.

Мир в мифическую эпоху
Действие в этих повествованиях происходит в некое мифическое время, когда люди ещё не появились, или, наоборот, всё на свете – и животные, и небесные светила, и даже некоторые горы – были людьми.
В сказке «Семь небесных сестёр» рассказывается:
«Когда-то давным-давно все вещи в природе — и животные, и птицы, и деревья, и солнце, и луна — были похожи на нас. Всё, что живет на земле или под землей, всё, что живет в воде или в небе, были когда-то человеческими существами» http://skazkimira.com/set-nebesnyx-sester/#more-146.
Австралийский миф «Как было создано солнце» https://wisdomlib.ru/story/10268 начинается так: «До того, как появились люди, на земле жили только птицы и звери, и все они были значительно крупнее, чем теперь. В те времена светили только луна и звезды, а солнца не было».
В мифе индейцев с Огненной Земли http://skazkimira.com/otchego-solnce-i-luna-possorilis-plemya-ona/ рассказывается: «Солнце и луна жили некогда вместе с нашими предками здесь, на земле. Они были мужем и женой, звали их Кран и Кра».
Австралийская сказка «О том, как змея стала ядовитой» http://hobbitaniya.ru/australian/australian12.php начинается со слов: «Это случилось в те времена, когда многие звери были ещё людьми».
Сказка «Аист и ворон» http://hobbitaniya.ru/australian/australian1.php: «В те дни, когда аист и ворон были людьми, аист пригласил ворона к себе в гости».
В сказке «Откуда взялись звери, птицы и рыбы» http://hobbitaniya.ru/australian/australian14.php, люди тоже были созданы раньше животных: «Когда мать вселенной Эйнгана создала землю, она забыла сделать зверей, птиц и рыб. Сотворила долины и горы, леса и пустыни, моря и реки, людей, деревья и растения, но о зверях, птицах и рыбах не подумала». Однако люди рассердили бога молнии, и он решил их наказать: «Побежали люди племени новарнинг во все стороны, ищут спасения от гнева Маррагона-молнии, и скоро превратились они в зверей, птиц и рыб».

Тотемистические предки создают в мифическое время небесные светила, горы и реки, формируют ландшафт.
В уже упоминавшемся мной австралийском мифе https://wisdomlib.ru/story/10268 журавль Бролга создаёт солнце, бросив в небо яйцо Диневана-эму, с которым только что поссорился: «Там оно разбилось о груду дров, желток разлился, дрова загорелись, и этот огонь, к удивлению всех существ, осветил мир».


Ворон в мифе «Как ворон помог древним людям» http://skazkimira.com/kak-voron-pomog-drevnim-lyudyam/#more-140 крадёт солнце, луну, звёзды и пресную воду из жилища Орла. Солнце, луну и звёзды он помещает на небе, воду бросает вниз и от неё образуются реки и озёра. Огонь он бросает на камни, и с тех пор из камней можно высечь огонь.

Тотемистические предки также делают людей:
В австралийском мифе «Создатели детей» https://wisdomlib.ru/story/10274 людей создают различные существа: «Балу-месяц делал девочек, и в этом ему иногда помогал Ван-ворон. Одному Вану нельзя было поручать этого, так как девочки, которых он создавал, вырастали шумливыми и сварливыми женщинами. Бу-мейа-мул — лесная ящерица – создавала мальчиков, иногда с помощью Балу».
Койот в другом мифе создаёт индейцев различных племён из тела чудовищного бобра http://skazkimira.com/kak-kojot-sozdal-indejskie-plemena/. Это творение из разорванного тела чудовища перекликается с мифами многих народов и даже напоминает вавилонский миф о Мардуке, который из тела убитой им Тиамат творит землю и небо.

Тотемистические предки приносят или подсказывают, где взять еду:
Сказка североамериканских индейцев шайенов рассказывает о том, как два шамана, одетые в шкуры бизонов, добывают кукурузу и пеммикан (сушёное мясо) для голодающих людей https://azku.ru/skazki-narodov-ameriki/staraya-prestaraya-skazka.html.  С тех пор это основная пища шайенов. Примечательно, что еду шаманам даёт старуха, живущая на дне реки (возможно, дух реки, возникший в эпоху аниматизма или анимизма).
В легенде индейцев канза дикобраз указывает людям, в каком направлении искать бизонов https://www.e-reading.club/bookreader.php/149470/Skazki_i_legendy_severoamerikanskih_indeiicev.html

В мифическое время тотемистические предки занимаются подготовкой мира к приходу людей.
В североамериканской сказке «Койот и ворон» http://skazkimira.com/kojot-i-voron/#more-169 мифическое время описывается так: «Койот путешествовал по земле, боролся с чудовищами и готовил мир к приходу новых людей, индейцев». Образ койота очень распространён в фольклоре североамериканских индейцев. Как мы видели выше, он создаёт индейские племена, добывает для людей огонь, учит их его разжигать. Также он борется со страшными чудовищами, которые угрожают человеческому или звериному народу.


И, наконец, мы подбираемся к огню. До того, как люди научились его разжигать, им приходилось готовить еду на солнце.
В мифе «Как Бобр украл огонь» http://skazkimira.com/kak-bobr-ukral-ogon/#more-174 мы читаем: «Когда-то, в начале существования звериного народа, огня на земле не было. Люди ели пищу сырой или готовили её, пользуясь солнечным теплом. И в вигвамах их не было огня».
В австралийском мифе https://wisdomlib.ru/story/10278: «В те дни, когда Бутулга-журавль женился на Гунар — кенгуру-древолазе, в их стране не знали огня. Пищу ели сырую или сушили её на солнце».
В другой австралийской сказке «Как появился огонь» http://hobbitaniya.ru/australian/australian7.php: «Когда мир был совсем юным, огня у людей не было. Дичи было полным-полно, но ели её сырой, и она не доставляла людям особого удовольствия».
Представление о приготовлении еды на солнце есть в мифах индейцев бассейна Амазонки, например, у племени Каваиб http://skazkimira.com/kak-lyudi-ukrali-ogon/#more-1106: «В древние времена племя Каваиб сушило пищу на солнце. Огня не было».
У индейцев ковичан также есть миф «Происхождение огня», где описывается: «Наши отцы рассказывают, что в далёкие времена племя ковичан не умело пользоваться огнём. Да и не особенно нуждалось в огне, потому что жило в тёплых краях. Мясо ели сырым или сушили на солнце» https://www.e-reading.club/bookreader.php/149470/Skazki_i_legendy_severoamerikanskih_indeiicev.html

Конечно, нельзя думать, что в мифах отражены способы готовки еды до открытия огня. Вполне возможно, что к идее о сушённом на солнце мясе люди пришли гораздо позднее, задумавшись о том, как жили их предки до открытия огня. Но, с другой стороны, сушение и вяление на солнце применяется в кухне многих народов мира, так что существование в глубокой древности таких способов приготовления еды исключать тоже нельзя.

Огонь людям дают тотемистические предки:
С большими трудностями добывает огонь любимый тотемистический персонаж американских индейцев Койот. Ему помогают и другие звери. В конце сказки Койот учит людей, как добывать огонь из дерева http://skazkimira.com/kak-kojot-prines-lyudyam-ogon/#more-171.
Ястреб Каранчо учит людей разжигать огонь при помощи палочек http://skazkimira.com/kak-yastreb-karancho-nauchil-lyudej-dobyvat-ogon-plemya-toba/#more-456
В австралийском мифе журавль Бутулга открывает секрет разжигания огня вместе со своей женой Гунар – кенгуру-древолазом https://wisdomlib.ru/story/10278. Он добывает огонь трением деревянных палочек.
В мифе индейцев ковичан огонь людям даёт горихвостка https://www.e-reading.club/bookreader.php/149470/Skazki_i_legendy_severoamerikanskih_indeiicev.html
Бобр, с большими трудностями и с риском для жизни, добывает огонь на небе http://skazkimira.com/kak-bobr-ukral-ogon/#more-174.
Мифы о бобре и горихвостке интересны своими деталями, поэтому по ним я составила небольшие отдельные разборы.

«Как Бобр украл огонь»
http://skazkimira.com/kak-bobr-ukral-ogon/#more-174

Эта сказка соединяет в себе огромное множество самых разных представлений древних: от ранних тотемистических до поздних анимистических. Попробуем хотя бы частично выявить эти и другие интересные элементы.

В этом мифе с самого начала идёт представление о людях и зверях как о чём-то едином: «Когда-то, в начале существования звериного народа, огня на земле не было. Люди ели пищу сырой или готовили её, пользуясь солнечным теплом. И в вигвамах их не было огня». То есть «звериный народ» и есть «люди, которые ели пищу сырой».
В том, что люди и животные составляют одно сообщество, виднеется идея тотемизма, но, конечно, достаточно позднее. Вначале, как мы помним, идея тотемизма заключалась в родстве определённой группы людей и определённого вида животных, а не всех людей и животных вообще.
Представление, что люди раньше сушили еду на солнце, совпадает с описанием жизни до открытия огня в мифах других народов. Примеры этому я приводила выше.

Далее рассказывается, как звери и птицы решают добыть огонь, который хранится на небе. Для того, чтобы пойти в поход за огнём, им нужно станцевать военный танец, а для этого нужна песня. Без песни и танца они не могут пойти в поход. Здесь мы видим, какое большое значение имеют песни и танцы – без них не начинается важное дело.
« - Прежде чем мы отправимся в путь, надо исполнить танец войны, — сказал один из зверей. — Пусть кто-нибудь запоет песню, а мы будем под неё танцевать».
Однако не всякая песня подходит для военного похода. Птицы и звери долго выбирают подходящую.

Интересна и мысль, что огонь хранится на небе, причём у небесных людей, которые ведут себя совсем как индейские охотники, живут в вигвамах и ставят капканы на зверей. В один из капканов и попадается Бобр: «А Бобр проплыл по воде к ловушке. Он забрался в капкан и притворился мёртвым».

Небесный человек приносит бобра в свой вигвам и начинает снимать с него шкуру.  «Вскоре они его почти совсем ободрали. И Бобр боялся, что они снимут с него всю шкуру. Если б они сняли её совсем, он бы уже не смог надеть её снова".

Это уже известный нам мотив, что под своими шкурами животные – те же люди. В данном мифе эта идея немного изменена. Здесь содержится такое представление, что если шкуру снимут полностью, то животное не сможет надеть её обратно.

Орёл отвлекает на себя внимание охотников, и те зовут человека, обдирающего шкуру Бобра, на помощь. Бобр резво заворачивается обратно в свою шкуру и крадёт огонь. Здесь очень интересный момент: он прячет огонь под свои когти.
Момент интересен тем, что в эскимосской сказке «Отец и сын» https://mirckazok.ru/view_post.php?id=5306 умерший отец делает сыну подарок следующим образом: «Ну, вот что, под каждый ноготь я положу тебе по волоконцу мяса, рыбы и жиру. Дома подойди к яме, где хранилось мясо, закрой глаза и стряхни с пальцев. Потом, не глядя, уходи домой и пошли мать за мясом». Конечно же, мать находит яму полной «мяса и жира». Ногти (и когти), как мы видим, играют в мифах роль волшебного хранилища.

В конце мифа Бобр кладёт огонь в деревья: «И Бобр собрал огонь в стволы многих деревьев. И когда нам нужен огонь, мы можем добыть его из дерева».
Если кто-то перейдет по ссылке, чтобы прочитать сказку, будьте внимательны. Сказка заканчивается словами «И когда нам нужен огонь, мы можем добыть его из дерева», а далее идёт сразу же другая сказка – видимо, две сказки соединились из-за какой-то ошибки на сайте.

«Происхождение огня»
https://www.e-reading.club/bookreader.php/149470/Skazki_i_legendy_severoamerikanskih_indeiicev.html

В мифе индейцев ковичан огонь людям даёт горихвостка. Однако огонь достаётся людям не просто так.
Горихвостка ставит два условия: «Но предупреждаю, огонь достанется только самому терпеливому и выносливому. Я полечу, а вы, не отставая, должны будете бежать за мной».
И второе условие: «Огонь получит лишь тот, кто никогда никому не отказывал в помощи, кто во всей своей жизни совершал только добрые дела».

Все жители селения бегут за горихвосткой, пытаясь достать огонь, который горит у неё на хвосте, но один за другим они отстают, считая, что огонь не стоит того, чтобы терпеть лишения и тратить силы на его добывание. В конце остаётся только один выносливый человек, который радуется, что теперь огонь достанется только ему. Однако горихвостка не отдаёт ему огонь, а отдаёт его девушке, которая не бежала за огнём вместе с всеми, а ухаживала за своим больным отцом. Горихвостка решает, что ей можно доверить огонь, и девушка действительно делится огнём со всеми людьми

Условия горихвостки здесь являются довольно поздними напластованиями, поскольку человек для получения чего-то ценного должен продемонстрировать волшебному существу не столько физические, сколько свои моральные качества. То есть мы видим, как более ранние представления сливаются в народной фантазии с более поздними и создают такие поэтические мифы.

Герои тотемистических мифов
Для подобных мифов примечательно, что тотемистические предки в них не являются божествами. Им не поклоняются, скорее, их уважают и восхищаются их храбростью и находчивостью, а иногда даже смеются над ними.
«— Песня-то хороша,— сказали звери,— но на Койота никогда нельзя положиться. Он сам не знает, что делает, и с ним всегда попадешь в беду».

Самым распространённым волшебным качеством героев подобных мифов является их способность превращаться в разных животных и птиц. Также тотемистические предки обладают способностями мага: они знают специальные заклинания, или имеют волшебных помощников.
Например, люди просят Койота добыть им огонь, который хранят злые духи – скукумы. Койот знает, что скукумы очень быстро бегают и унести от них огонь – дело непростое:
«И, хотя Койот был очень мудрый, он никак не мог ничего придумать. И тогда он решил спросить совета у своих трёх сестричек-черничек, что, обратившись в ягодки, жили у него в животе. Они были очень мудрые. И они могли посоветовать ему, что делать».
Однако сестрички-чернички не спешат помогать герою, и он пугает их градом – эту идею я ещё не встречала в мифах других народов. Испугавшись града, волшебные ягоды говорят Койоту, что нужно делать.

В австралийских сказках тотемистические предки часто называются виринунами: виринун – маг, в некоторых сказках – вызыватель дождя. Позднее этот герой сменяется духами. Например, в сказке «Как у кенгуру появилась на животе сумка» http://hobbitaniya.ru/australian/australian10.php вомбат выступает уже не как животное, которое одновременно и человек и животное, или даже не как виринун, а прямо пишется, что он дух в виде вомбата: «Старик вомбат был вовсе не вомбатом, а духом, который принял такое обличье, чтобы узнать, кто из живых существ самое доброе и отзывчивое». Идея духа, которому к тому же важны моральные качества животных или людей, очень сильно поздняя. Те австралийские мифы, которые относятся к тотемистической мифологии, имеют в своём сюжете ту или иную линию мщения, обмана, высмеивания.
В американских сказках после тотемистических героев появляются очеловеченные явления природы – например, много сказок о Громе. Появляются духи-покровители. Затем появляется ещё один герой большого количества мифов – Преобразователь или Творец, а позднее – в мифы входит Великий дух.


Оксана Елисеева

Данный пост является иллюстративным материалом к циклу "Как рождалась религия".


Tags: мифы, сказки, тотемизм
Subscribe

Posts from This Journal “тотемизм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments