auxenne_elisee (auxenne_elise) wrote,
auxenne_elisee
auxenne_elise

Category:

История человечества: как труд создал коллектив


В прошлой статье мы выяснили, что орудийная, а затем трудовая деятельность появилась как инструмент приспособления к окружающей среде, как средство выживания наших далёких предков. Но труд помог не только выжить. У труда есть одна очень важная черта, которая и нужна нам для понимания, как он способствовал возникновению человеческого общества – это его коллективный характер. Любая работа является коллективной деятельностью, даже если мы сейчас и перестали это замечать, принимая как должное. «Производство обособленного одиночника вне общества… такая же бессмыслица, как развитие языка без совместно живущих и разговаривающих между собой индивидуумов», - писал К. Маркс [1].

Действительно, за что бы мы ни взялись в нашем окружении, всё окажется созданным трудом нескольких десятков, сотен, а то и тысяч других людей. Здесь и производство еды, и добыча полезных ископаемых, проведение автомобильных и железных дорог, машиностроение, строительство зданий как для производства, так и для жизни людей, накопление, умножение и передача знаний по созданию материальных благ и так далее.

Каким же образом труд помог создать коллектив? Постараемся разобраться.

Для начала посмотрим на определение:
Коллектив - это группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решение определённой общественной задачи. (Википедия).
Коллектив – социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. (Национальная педагогическая энциклопедия).
Коллектив – совокупность людей, объединённых общими целями, общей деятельностью. (academic.ru).
Таким образом, нам нужно рассмотреть, как трудовая деятельность стала общей деятельностью для наших предков, какие общественно значимые цели и задачи она ставила перед ними и как способствовала их решению. Начнём с самого начала.

Защита как коллективная деятельность
При рассмотрении возникновения труда мы отметили, что наши предки жили небольшими группами, то есть основа для появления коллектива у них уже была. В основном их объединение преследовало цель защиты. Оказавшись в саванновой местности, обладающей меньшей безопасностью, чем лес, потребность в защите должна была увеличиться во много раз. В прошлой статье мы писали о том, что одним из возможных факторов появления орудий труда было вынужденное частое использование для защиты камней и палок. Однако защита стада сама по себе не могла сплотить группу в коллектив. Например, современные шимпанзе защищаются от хищников коллективно, но группа шимпанзе не постоянна[1]. Животные, кроме костяка, могут приходить и уходить, поэтому и у наших предков, вероятно, длительной коллективной деятельности на основании защиты не сложилось.

Передача деятельности путём подражания

Как мы уже выяснили, основой для труда в современном понимании явилась орудийная деятельность наших предков. Для того, чтобы сделать орудие, нужно знать, как его делать. Либо индивид доходит до этого сам, путём проб и ошибок, либо ему нужно перенять этот процесс у другого индивида. Ввиду того, что научиться готовому опыту менее ресурсозатратно и не рискованно, то такая форма передачи опыта, как подражание и имитация, приобрела для высших млекопитающих огромное значение.

Если взять современных шимпанзе, то они учатся, наблюдая и повторяя друг за другом. Например, матери учат детёнышей раскалывать орехи[2] и использовать другие инструменты[3].  Инновация, придуманная одной особью, тут же подхватывается другими. К примеру, группа шимпанзе, живущая в заповеднике Уганды, для добычи воды из естественного колодца пользовалась в качестве губок разжёванными листьями, пока один самец не использовал для этой цели мох. Как пишут авторы статьи, «в течение следующих 6 дней новый способ использовали уже 7 других членов группы». Они подробно исследовали, как распространилось это новшество в группе дальше[4]. Передают опыт друг другу не только шимпанзе, но и другие высшие млекопитающие, но нам, конечно же, интереснее опыт передачи именно орудийной деятельности.

Обучение орудийной деятельности
Передача новшества и передача умения делать орудия труда – конечно же, разные вещи. Если в деятельности, например, в зачерпывании воды губкой из мха, нет ничего сложного, так как здесь лишь показывается направление для действия, то складыванию листа для зачёрпывания воды уже нужно учиться, так как не всякий лист и не всяким способом можно сложить так, чтобы он держал воду.

Ещё сложнее раскалывать орехи. Особенно тяжело даётся эта наука там, где шимпанзе используют не два предмета – камень и орех, а три – два камня в качестве молота и наковальни и сам орех. Если с двумя предметами может научиться управляться любой шимпанзе, то с тремя гораздо сложнее. В популяции в Боссоу, где обезьяны используют три предмета, примерно четверть особей не осваивают эту сложную науку. Самостоятельно же придумать раскалывать орехи при помощи камней шимпанзе не могут, то есть эта деятельность является культурной традицией, передаваемой из поколения в поколение[5]. Таким образом, если обезьяны перестанут передавать друг другу опыт какой-либо деятельности, другие поколения уже не будут обладать этим опытом, и, возможно, не смогут вновь открыть тот же способ, которым пользовались их предки.

Очевидно, так же происходило и у наших далёких предков. Способы обработки орудий перенимались внутри группы другими особями. Но мы не можем сказать, что новому способу обработки или использования орудий учились все особи из данной группы. Также нельзя сказать, что во всех группах придумывались какие-то новшества, позволяющие добыть больше ресурсов. В какой-то момент технические достижения либо забывались за ненадобностью для выживания, например, если в местности было много другой пищи, кроме мясной, либо изобретались заново, если в этом была нужда. Орудийная деятельность возникала в разное время у разных групп гоминид, исчезала, затем вновь появлялась. Технический прогресс шёл очень медленно[6].

Передача информации следующему поколению
С течением времени количество знаний увеличивалось, информация усложнялась, поэтому приходилось уделять обучению молодняка больше времени. Это тоже заставляло группу сплачиваться. В стаде, в котором каждый добывает себе еду отдельно, в общественном обучении не было необходимости, например, в стаде шимпанзе обучением своего детёныша занимается только мать, и в случае её гибели детёныш тоже может не выжить, если только его не усыновит кто-то из взрослых.

С ростом производственной деятельности орудия усложнялись. Если олдувайские орудия представляют собой едва обработанные камни с двумя-тремя сколами, то ашельские уже нельзя было создать просто разбиванием камней друг о друга. Их форма и острые края требовали очень больших, по сравнению с олдуваем, знаний и умений. Нужно было знать, какой камень использовать для самого орудия и какой - для его обработки, как держать камень в руке и как бить по нему другим камнем для получения тонкой режущей кромки.

Олдувайские орудия труда                              Ашельские орудия труда

Также есть находки каменных орудий, несущих на себе следы их использования для обработки дерева. К примеру, такие орудия найдены в Кооби Фора в Эфиопии, возраст примерно 1,5 млн. лет[7]. Или же есть кости, несущие на себе следы использования их в качестве орудий труда.  Такие находки были сделаны в южноафриканских пещерах Сварткранс и Дримолен Кэйв с датировками около 1,2-1,8 млн.л.н. Иногда кости даже обрабатывались, как каменные орудия[8]. То есть к обработке каменных орудий прибавилась обработка дерева и кости, хотя, возможно, такая деятельность велась и раньше, просто мы ещё не нашли более ранних свидетельств.

В ашеле (1,7–0,2 млн. лет) специализация орудий труда постепенно увеличивается, что показывает усложнение деятельности предков людей. Появляются ручные рубила, а в позднем ашеле (0,5-0,2 млн.лет) - разнообразные мелкие орудия: скрёбла, скребки, острия, а из оружия -копья (озеро Шёниген, Германия, примерно 400 тыс. лет)[9]. В этих предметах мы видим отражение усложнения хозяйства древнего человека. Если появилось копьё, значит, изменилась тактика охоты. Если появились скребки, значит, начали выделывать шкуры, а значит, появилась одежда и жилища, крытые шкурами. Примерно к этому же времени относятся следы начала использования огня, но добывать его тогда ещё не умели.
Ещё большего усложнения деятельность человека достигла в верхнем палеолите (40-10 тыс. лет). В большом количестве создаются скребки для выделки шкур, свёрла, резцы, иглы, рыболовные крючки, остроги, копья и т.д. Орудия и оружие становятся составными, например, копья с наконечниками или ножи с вкладышами из каменных пластинок. Начинают выделываться шкуры животных, шьётся одежда, строятся жилища. Люди начинают поддерживать огонь постоянно, а затем и добывать его.

Орудия труда, верхний палеолит https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/058/214.htm

Весь этот массив знаний требовал передачи. С каждым новым изобретением происходило увеличение опыта, которое нельзя было просто перенять, глядя на кого-то. Знания стали настолько сложны, что им нужно было учиться довольно долгое время.

Разделение труда как условие коллективной деятельности
По мере развития производства внутри группы возникает специализация. Труд разделяется на женский и мужской. Женщины занимаются собирательством, хозяйством на стоянках, уходом за детьми и стариками. Считается, что именно появление скребков указывает на появление разделения труда по половому признаку, так как из этнографии известно, что выделкой шкур в традиционных обществах в основном занимались женщины. Хозяйство на стоянках тоже усложняется.  С началом использования огня люди начинают печь не только мясо, но и растения: клубни, орехи. Найдены также обожжённые панцири черепах и улиток, и, конечно же, кости рыб. В дальнейшем, с изобретением посуды, кулинария усложняется, появляются каши, похлёбки.

Мужчины занимаются охотой и выделкой оружия, но и их деятельность усложняется: оружие специализируется, появляется оружие для ближнего и дальнего поражения зверя – копья, копьеметалки, придумываются ловушки, а позднее изобретаются лук и стрелы. Меняются технологии изготовления оружия, появляются наконечники для копий, а позднее стрел. Придумываются способы их крепления: с помощью жил животных, лиан, смолы и т.д. Изобретаются различные способы охоты в зависимости от животного, на которое ведётся промысел, учитываются сезонные особенности. С появлением лука, как считается, начинается активная охота на птиц.

Вслед за разделением труда на женский и мужской в группах появляется разделение труда по возрастным категориям. Сложные орудия легче выделывать тем, у кого больше опыт, поэтому, вполне возможно, этим начинает заниматься старшее поколение. Оно же занимается передачей опыта хозяйствования. Появляются категории стариков – хранителей знаний, взрослых – тех, кто ведёт непосредственную деятельность по добыче пищи и защите группы, и молодёжи – детей и подростков, кто ещё не может в силу своей неопытности или физической незрелости в полную силу участвовать в общественном производстве. Появляется ещё одна сфера деятельности – целенаправленное, общественное обучение молодёжи.

Разделение труда скрепляет коллектив – ведь теперь нельзя прокормиться и защититься в одиночку. Каждый человек группы становится зависим в той или иной степени от других: будучи ребёнком, от взрослых он получает пищу, кров и защиту, от стариков – знания, сам став взрослым, добывает пищу совместно со всеми, ведёт хозяйство, производит и растит потомство, а став стариком – передаёт свои знания следующему поколению. Таким образом люди в коллективе оказываются скреплены своим общим трудом.

Влияние общего характера труда на появление новшеств
Немаловажное значение на развитие производства оказывало то, что любым новшествам, которые появлялись в коллективе, училось большое количество особей. Каждый из них, осваивая новое для себя дело, привносил в выделку орудий или иную деятельность нечто особенное, отличное от других. Накопление подобных изменений в конце концов меняло и саму деятельность.

Также конкуренция между особями, так или иначе существовавшая в группе, заставляла индивиды совершенствовать свои навыки или изобретать новые приёмы. При этом было неважно, что сам индивид, придумавший новшество, например, ловушки или копьё из бивня мамонта, не смог бы ими воспользоваться в силу каких-то причин – его изобретение перенималось другими людьми и приносило пользу всему коллективу.

Вывод
Исходя из вышеизложенного, мы можем увидеть, как труд стал общей деятельностью для наших предков, какие общественно значимые цели и задачи он поставил перед ними, внеся таким образом очень значимый вклад в возникновение коллектива.

Первым аспектом труда, который объединял членов группы, было обучение, передача опыта и навыков. Только находясь в группе, индивид мог научиться чему-то новому, что могло увеличить его шансы на выживание. Его навыки и умения также могли сохраниться и передаться дальше только в группе. Передача накопленного опыта не просто помогала выживать конкретному индивиду, но делала зависимым каждого члена группы от знаний и опыта других, с одной стороны, а с другой – позволяла выживать большему количеству людей. По мере роста производства и усложнения вещей перед людьми встала задача целенаправленного обучения молодёжи. Это также объединяло людей.

Следующим объединяющим фактором послужило разделение труда. В ходе развития производства вещи усложнились, постоянно появлялись новые виды деятельности, требовавшие совместной работы. Теперь, чтобы сделать какую-то необходимую в хозяйстве вещь, были нужны усилия нескольких человек. Например, мужчины добывали мясо, шкуры, женщины готовили из них еду и одежду, старики учили приёмам создания орудий или выделке шкур, дети выполняли посильные задачи и учились, чтобы в будущем заменить своих родителей.
Трудовая деятельность объединила людей, так как по своей природе требовала постоянного участия в ней большого количества людей.

Однако трудовая деятельность не бывает сама по себе. Для такого количества выработанных орудий, для такого активного обучения и изобретений должна была быть необходимость. Собирательство не требует таких сложных действий для выживания. В первой статье про труд мы сказали, что орудийная деятельность возникает в тот момент, когда предки людей начинают массово употреблять в пищу мясо. Следовательно, добыча мяса и являлась той необходимостью, которая заставляла наших предков изобретать орудия труда. Эта деятельность тоже вынуждала их сплачиваться, так как добыть мясо в одиночку, к тому же в окружении хищников, было практически нереально. Как это происходило и как повлияло на становление человека и общества – об этом поговорим в следующей статье.


Оксана Елисеева
Данный пост является частью цикла "Как рождалась религия"
________________________________________________________________

Использованная литература:
1. Семёнов Ю.И. «Как возникло человечество», 2002.
2. Анисимов А.Ф. «Этапы развития первобытной религии», 1967. Стр. 6-19, 65-69.
3. Борисковский П.И. «Древнейшее прошлое человечества», 1980.
4. Марков А.В. «Эволюция человека» в 2-х книгах, 2011.
5. Портал «Антропогенез.ру».

[1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Собрание сочинений, т. 12, стр. 710.
[1] https://antropogenez.ru/zveno-single/43/
[5] А. Марков «Эволюция человека». Книга 2-я. Глава «Всё дело в объеме рабочей памяти?»
[6] П.И. Борисковский «Древнейшее прошлое человечества». Изд-во «Наука», 1980. Стр. 79.


Tags: антропогенез, возникновение общества, общество, палеолит, труд
Subscribe

Posts from This Journal “возникновение общества” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “возникновение общества” Tag