auxenne_elisee (auxenne_elise) wrote,
auxenne_elisee
auxenne_elise

Categories:

Мозг человека: устройство и функции


Разбирая возникновение такого сложного явления, как религия, мы не можем пройти мимо изучения психики человека.
Следующая статья у нас будет о различии в сознании первобытного и современного человека: есть ли такое различие и из чего оно проистекает. Для этого нам придётся рассмотреть, как вообще возникает сознание и мышление человека, поэтому будет не лишним кратко повторить строение и функции нашего мозга.

Головной мозг состоит из пяти отделов [1]:
- продолговатый мозг,
- средний мозг (иногда в среднем мозге выделяют еще один отдел — мост или варолиев мост),
- мозжечок,
- промежуточный мозг,
- большие полушария мозга.

Самой древней частью головного мозга является ствол мозга, который составляют: продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Отсюда выходят 12 пар черепно-мозговых нервов, которые соединяют мозг человека с органами чувств, мышцами и железами, расположенными в основном в области головы: обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковый, тройничный, отводящий, лицевой, преддверно-улитковый, подъязычный,  языкоглоточный, блуждающий, добавочный.
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Он выполняет рефлекторную и проводниковую функцию. В продолговатом мозге находятся следующие центры:
- дыхательный;
- сердечной деятельности;
- сосудодвигательный;
- безусловных пищевых рефлексов;
- защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слезоотделения);
- центры изменения тонуса некоторых групп мышц и положения тела.
Мозжечок играет основную роль в поддержании равновесия тела и координации движений.
В среднем мозге находятся ядра, регулирующие напряжение мышц или мышечный тонус. Идущие от ядер импульсы обеспечивают соотношение тонуса мышц сгибателей и разгибателей. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражения. Они проявляются в поворотах головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей.
Промежуточный мозг включает: зрительные бугры (таламус), надбугорную область (эпиталамус), подбугорную область (гипоталамус) и коленчатые тела.
Таламус отвечает за все виды чувствительности (кроме обонятельной) и координирует мимику, жестикуляцию, другие проявления эмоций. Через таламус проходят к коре больших полушарий нервные импульсы от всех органов чувств (зрения, слуха, вкуса и др.). Сверху к таламусу прилегает эпифиз — железа внутренней секреции. Ядра эпифиза участвуют в работе обонятельного анализатора. Снизу находится другая железа внутренней секреции — гипофиз.
Гипоталамус контролирует деятельность вегетативной нервной системы, участвует в поддержании на оптимальном уровне обмена веществ и энергии, в терморегуляции, в регуляции деятельности пищеварительной, сердечно сосудистой, дыхательной и эндокринной систем. Под его контролем находятся такие железы внутренней секреции как гипофиз, щитовидная железа, половые железы, поджелудочная железа, надпочечники.
В промежуточном мозге находятся подкорковые центры зрения и слуха.

Если до уровня среднего мозга головной мозг является единым стволом, то, начиная со среднего мозга, происходит его разделение на две симметричные половины.
Передний мозг состоит из двух полушарий (правого и левого), соединённых мозолистым телом.
Серое вещество образует кору головного мозга.

Кора головного мозга — это тонкий слой серого вещества (тел нейронов), толщиной всего несколько миллиметров, покрывающий весь передний мозг. Площадь поверхности коры составляет около 2000—2500 см² (это связано с наличием большого количества борозд и извилин). Кора обеспечивает связь организма с внешней средой, является материальной основой психической деятельности человека.
Белое вещество образует проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).

Глубокие борозды делят каждое полушарие на 4 доли: лобную, теменную, височную и затылочную. Между бороздами расположены складки коры полушарий — извилины.
Наибольшего развития у человека достигают лобные доли, отделённые от теменных долей глубокой центральной бороздой. Их масса составляет около 50% массы головного мозга.
В височных долях расположены слуховые центры, а также центры вкуса и обоняния.
В затылочной доле расположены зрительные центры.

В коре больших полушарий различают следующие чувствительные и двигательные зоны:
– двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;
– зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;
– зрительная зона расположена в затылочной доле;
– слуховая зона расположена в височной доле;
– центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей.

Кора головного мозга разделяется на три зоны: сенсорную, моторную и ассоциативную. При этом сенсорная зона обеспечивает приём и обработку сигналов органов чувств, моторная отвечает за произвольные движения.
Ассоциативные зоны разделяются на ассоциативную теменную зону, ассоциативную лобную зону и на поясную извилину.
В ассоциативной теменной зоне происходит суммарный анализ информации от сенсорных систем и создаётся целостное представление об образе. Например, происходит связывание зрительных и слуховых сигналов, допустим, в образе лающей собаки. Функция ассоциативной теменной зоны не ограничивается лишь этим, но подробнее о ее функции поговорим чуть ниже.
Поясная извилина служит для принятия и удерживания в работе долговременных программ. Например, как говорит Вячеслав Дубынин в своей лекции, это решение вырастить картошку. Это многоходовая операция, причем довольно протяженная во времени, и поясная извилина  работает на удерживание интереса к этой задаче и работы с ней. Если этапы работы проходят успешно, поясная извилина сообщает об этом лобной коре, формируя положительные эмоции. Если же на каком-то этапе работы выясняется, что задача не получается, поясная извилина передает эту информацию в ассоциативную лобную кору, чтобы она приняла решение, что делать дальше.
В ассоциативной зоне лобной коры первую очередь происходит анализ данных систем потребностей, например, организм сообщает о том, что он голоден. Далее происходит анализ сенсорных систем, анализ памяти – нет ли где-то запаха еды, или вида еды, или мы вспоминаем, что у нас в холодильнике есть еда. Мы можем даже ощутить, как происходит работа этой зоны, например, мы будем представлять себе ближайший источник пищи – кухню, холодильник, есть ли у нас в холодильнике еда и какая, и, поняв, что там ничего нет, мы встанем с дивана и пойдем в магазин. То есть ассоциативная лобная кора проанализировала информацию, и приняла решение инициировать действие.
Также ассоциативная лобная кора сверяется с нашим предыдущим опытом. Например, если мы вспоминаем, что в холодильнике есть котлеты, но в прошлый раз мы их сожгли, то ассоциативная лобная кора вполне может отвергнуть попытку пожарить их снова. Либо же примет решение позвать кого-то на помощь, или почитать в интернете, как это правильно сделать.
Ассоциативная лобная кора может не только инициировать действие, но и подавить его, в том числе выполнять функцию так называемого «социального контроля», то есть подавлять убеждения, которые могут привести к социально неприемлемым результатам.
То есть ассоциативная лобная кора производит анализ поступающей к ней информации от центров потребностей, анализ информации от сенсорных систем, производит сверку с предыдущим опытом, прогнозирование будущих действий, сравнение предполагаемых результатов, выбор решения и инициирование или подавление действия. Таким образом, как мы видим, именно ассоциативная лобная кора формирует у нас целенаправленное и осмысленное поведение.

Оксана Елисеева

Больше статей https://auxenne-elise.livejournal.com/

____________________
Примечания:
Информация о мозге взята с портала ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/nervnaia-sistema-16071/tcentralnaia-nervnaia-sistema-golovnoi-i-spinnoi-mozg-16073/re-c7027328-e584-41d9-b9d7-b219ad955fea
Источники: Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс – М.: Владос
Лернер Г.И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель
Иллюстрации: http://school-collection.edu.ru,
http://up-image.ru/assotsiativnye-zony-kory-golovnogo-mozga

Также использована лекция В. Дубынина «Центры мышления и принятия решений» на канале НаукаПро https://www.youtube.com/watch?v=TVu-zYokGcY
Tags: антропология, эволюционная психология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author